«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души

В «Мертвых душах» создатель сделал такой великий шаг,

что все, доселе им написанное,

может показаться на первый взгляд слабым и бледным в сравнении с ними.

В. Г. Белинский. «Похождения Чичикова,

либо Мертвые души». Поэма Н. Гоголя

I. «Мертвые души» — поэма о великолепии России

Рассмотрим титульный лист поэмы, изображенный Гоголем. Текст Поэма Начертано более крупным шрифтом, который значительно выше по размеру основное название. Думается, автор желал подчеркнуть значительность колоссального произведения, задуманного в духе древнего эпоса. Черепа и скелеты около букв говорят о теме поэмы — путешествии в царство мертвых. Запряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде — черты обстановки губернского города и помещичьих усадеб, то есть Рф.

II. Мертвые и живые души

Важно подчеркнуть, что в названии поэмы — «Мертвые души» — объединились несовместимые понятия.

Проблемные вопросы

Председатель московского цензурного комитета Го-лохвастов был возмущен настолько необыкновенным названием: «Нет, я этого никогда не разрешу: душа бывает бессмертна; мертвой души не имеет возможность быть; автор вооружается против бессмертия». Так ли это?

Изыскатель «Божественной комедии» А. А. Асоян, опираясь на слова Данте о 4 смыслах своей поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый 1-ый, — это буквальный, второй — аллегорический, третий — моральный, четвертый — анагогический» (то есть влекущий ввысь), сверхсодержание. Складывается мнение, что Гоголь, идя вслед за Данте, знал о этом толковании «комедии» и в свою поэму также вложил четыре смысла. Как данная мысль Данте трансформируется в поэме Гоголя?

(Мертвые души — это продукт, который покупает Чичиков, — души умерших крестьян. Это точный смысл поэмы, связанный с сюжетом. Мертвые души — это помещики и госслужащие, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она мертва. Это аллегоричный, иносказательный, метафорический смысл поэмы. Моральный — не может быть человека без души, такового не должно произойти. Но есть в названии книги и глубокий духовный содержание. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, не считая указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и одинбойник». Мертвые души — это духовно умершие души. Хотя Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека скрывается жизнь — образ Божий, значит, есть надежда на возрождение. Дорога духовного возрождения открыт всем, и даже Плюшкиным, «если захотят».) На уроке должен состояться и беседа о живой душе.

Вопросы для обсуждения

Есть ли в поэме Живые души? В чем заключается жизнь этнической души? Что Гоголь ценит и чего не принимает в российском народе?

Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь? Кто выводит заблудившегося Чичикова на верную дорогу из поместья Коробочки и какой смысл при данном выявляется? Какие характеристики дает Собакевичсвоим умершим крестьянам? Докажите, собственно что в них звучит гордость за русский народ.

Какие свойства русского человека присущи капитану Копейкину? Какие чувства вызывает его ситуация?

Почему так часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу песне»? Как данный мотив связан с темой живой души?

В поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ — души живые». Души талантливые, не страдающие «заблуждением» разума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души, то есть Живые. (Доказательства данному и примеры девятиклассники найдут в главах V, VII и ХI.) Обобщить рассуждения поможет составление опорной схемы (см. с. 229).

На втором уроке возможно организовать семинарское занятие на тему «Поэтика „Мертвых душ“».

• Отчего свое прозаическое произведение, проник
Нутое сатирическим пафосом, Гоголь все же именует По
Эмой?

III. Соединение комического и лирического начал. Образ создателя

Отчеты о подготовке к семинару можно организовать в группах, условно олицетворяющих прошедшее, настоящее и будущее в поэтике «Мертвых душ».

Группа 1. «Прошлое». Как в поэме сказались традиции фольклора, истоки народной культуры? Какие пословицы, поговорки и этнические приметы использует автор? Какова их смысловая и композиционная роль? Возможно ли применить смысл пословицы «Русский человек задним разумом крепок» к поэме Гоголя? Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича?

Группа 2. «Настоящее». «Комизм скрывается везде, — говорил Гоголь. — Живя среди него, мы его не лицезреем; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой станем валяться со смеху». Что высмеивает Гоголь в современной ему жизни? Какими художественными своими создаются комические эффекты? Какова роль портрета, пейзажа, детали, внутреннего убранства, диалога, иронии, сатиры и гротеска в раскрытии авторского замысла?

Группа 3. «Будущее». Какова композиционная роль лирических отступлений? На какие темы рассуждает в их автор? Как они связаны с содержанием поэмы? собственно что общего в лирическом отступлении «Мертвых душ» Гоголя «И во всемирной летописи населения земли...» (гл. X) И «Думе» Лермонтова? Что характерно для языка лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя...» (гл. XI)? Соотнесите языковые особенности этого лирического отступления и язык автора в описании города (гл. I). собственно что дает Гоголю основания верить в будущее России, в ее духовное возрождение?

Итоговый вопрос семинара

• Как достигается в поэме единство смешного и ли
Рического начал?

IV. Поэма в оценке В. Г. Белинского

Изучив куски статьи Белинского «„Похождения Чичикова, или Мертвые души“. Поэма Н. Гоголя», ученики ответят на такие вопросы:

Почему Белинский считал главным в «Мертвых душах» их сатирический патетика?

Почему он утверждал, что поэма Гоголя — «творение чисто российское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни»?

Что совместного во взглядах на творчество Гоголя у Белинского и у Некрасова в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...», написанном на погибель Гоголя?

V. Подготовка к сочинению

Для домашнего сочинения девятиклассникам возможно предложить несколько проблемных вопросов, которые учитель должен комментировать:

Удалось ли Гоголю показать в поэме «Мертвые души» «всю Русь»?

Отчего галерея образов помещиков начинается Маниловым, а заканчивается Плюшкиным?

Возможно ли считать Гоголя певцом крестьянской Руси?

В чем условный смысл образа дороги в поэме «Мертвые души»?

Каков дорога нравственного возрождения России? (По поэме Гоголя «Мертвые души».)

B чем единство образа города в «Ревизоре» и «Мертвых душах»?

Чем близки «Мертвые души» Гоголя «Божественной комедии» Данте?

Исследование поэмы Гоголя можно закончить выразительным чтением лирического отступления, завершающего 1-ый том поэмы.

Итог уроков

«Мертвые души» — это сложнейшее идейно-композиционное единство, интегрирующее в для себя традиции русского фольклора, сатирическое обличение современной жизни и лирический призыв создателя к духовному возрождению России.

Автор постоянно присутствует вблизи со своими героями, обращается к читателям со средствами размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет с ним беседа о судьбе России. Он говорит, что бездуховность гибельна для государства. Без понимания этого невозможно возрождение России, обретение утраченных эталонов, духовности, воскресение душ.

Мир идеальный — это мир духовности. Он безупречен во всех значениях этого слова. Его нельзя воссоздать эпически, например как духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Потому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой. Бессмертие души — единственное, собственно что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев — и, как следует, всей Руси.

Домашнее задание

Написать сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души». Принести на задание текст комедии А. Н. Островского «Бедность — не порок».

Личное задание

Для девочки: подготовить выразительное чтение наизусть монолога Липочки (А. Н. Островский. «Свои люд — сочтемся», действие первое, явление первое).