«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности

И царит в душе какой-то холод тайный, Когда огонь бурлит в крови.

М. Ю. Лермонтов. Дума

I. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова —

1-ый психологический роман в русской литературе,

Роман о незаурядной личности. Вечность Лермонтова

В романе. Сложностькомпозиции

Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учащимися факты биографии Лермонтова, связанные с историей его двух ссылок на Кавказ, прояснить, какие прецеденты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. Чувственным началом урока может быть чтение одной из кульминационных сцен романа, наобразчик «Ранение Бэлы», «Объяснение с Мери», «Захват пьяного казака» либо др.

Лекция

Основная форма работы на уроке — лекция, в ходе которой станут развиваться следующие тезисы:

1. Основной период творчества Лермонтова связан с эрой 1830-х годов, временем реакции и общественного застоя после проигрыша декабристского восстания. Эмоциональная характеристика этой эпохи дается в стихотворении «Дума». Черты современников, запечатленные в «Думе», считаются характерными и для Печорина. Поэтому «герой нашего времени» — это человек 1830-х годов.

Специфична и сложна композиция романа, в котором смешиваются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, вступление разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особенная роль пейзажа и предметных деталей.

Противостояние Печорина и общества выявляется не в сюжете романа, а в облике «проекции» на внутренний мир героя, изображения состояний его души, но события основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» является первым русским социально-психологическим романом.

Противоречивость — главная линия характера Печорина, в образе которого соединились незаурядность личности, стоящей выше находящегося вокруг его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в интенсивном самоанализе. Смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скепсисом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верует в дружбу и любовь. Но стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Главные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, любой из которых по-своему оттеняет различные грани нрава героя.

Методической основой работы станет проблемный анализ. Для сего роман должен быть прочитан предварительно.

На последующем этапе урока может быть прочитано предисловие к роману и отнесены его ключевые моменты.

Вопросы для обсуждения предисловия

Красная строка1. Каково мнение автора о читателях и публике? Почему автор винит читателя, только открывшего книгу, «в дурном воспитании»?

Красная строка2. Как автор относится к читательским оценкам «героя нашего времени»? Каковой пафос авторского рассуждения?

Абзац3. Как Лермонтов разъясняет особенности портрета «героя нашего времени»? Какого героя он желал показать читателю?

Абзац4. Какую цель написания романа создатель считает главной? Как он намерен создавать портрет собственного героя? Интересно сопоставить впечатления от предисловия, высказанные учащимися, с мнением Н. Г. Долининой1. Мож-1 Долинина Н. Г. Печорин и наше время / Н. Г. Долинина. — Л., 1975. — С. 14—16.

хотя дать для чтения и обсуждения отдельным учащимся или группам не очень большие фрагменты из ее комментариев к предисловию (по абзацам).

II. Обозрение содержания

После краткого пересказа сюжета каждой из новелл и более запомнившихся фрагментов романа возможно обсуждение особенностей жанра любой новеллы:

«Бэла» — романтическая новелла о любви европейца к дикарке. (Ср. с поэмой Пушкина «Цыганы».)

«Максим Максимыч» — реалистическое повествование странствующего офицера о герое, о котором он раньше вызнал из рассказов Максима Максимыча.

«Тамань» — романтическая повесть о мимолетном увлечении героя девушкой, кот-ая готовит ему гибель.

«Княжна Мери» — светская повесть с «любовным треугольником», кот-ая заканчивается поединком соперников.

«Фаталист» — фантастическая проза, которой присуща загадочность и вмешательство высших сил.

Самостоятельная работа

В конце урока уместна небольшая письменная работа на знание слова романа:

1. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте свое суждение.

а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы непри
Ступные, красные скалы, обвешанные зеленым плющом и
Увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные на тему
Моинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а
Понизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шум
Но вырывающейся из темного, полного мглою ущелья, тянется
Серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

(«Бэла», например как речь идет о Койшаурской долине.)

б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по бе
Регу Терека, кот-ый разбегается шире и шире, мелькали
Из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стенкой горы, и из-за
Них выглядывал Казбек в своей белоснежной кардинальской шапке».

(«Максим Максимыч», так как «множество низеньких домиков», Терек и Казбек показывают, что действие происходит во Владикавказе.)

в) «Между тем месяц начала одеваться тучами и на море
Поднялся туман; едва через(чрез) него светился фонарь на корме
Ближнего корабля; у берега блистала пена валунов, ежеминут
Но грозящих его потопить».

(«Тамань», например как во фрагменте упоминаются море и корабли.)

г) «Вид с 3-х сторон у меня чудесный. На запад пяти
Главый Бешту синеет, как „последняя облако рассеянной бури“;

на север поднимается Машук, как лохматая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосвода...»

(«Княжна Мери», так как Бешту и Машук находятся близко Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.)

д) «Я возвращался домой пустующими переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звездное небо спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало забавно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, собственно что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..»

(«Фаталист», например как действие происходит в станице и в отрывке явно заметны философские размышления автора об отношениях человека и «небесных светил».)

2. Кто и где поет эти песни?

а) Как по свободной волюшке —
По зелену морю
Ходят все кораблики-
Белопарусники.

(Девушка-ундина на крыше хаты.)

б) Большое количество красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко обожать их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.

(Казбич в беседе с Азаматом у плетня рядом с его домом.)

в) «Стройны наши молоденькие джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь меж нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду».

(Бэла на свадьбе сестры.)

3. Сопоставьте героев и предметы их одежды:

а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохна
Тая шапка» (Максим Максимыч);

б) «бешмет... рваный... а оружие в серебре» (Казбич);

в) «полосатое платье» (девушка-ундина);

г) «черный шелковый бешмет» (Бэла);

д) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные пер
Чатки» (Печорин);

е) «закрытое одежда gris de perles», «ботинки couleur puce»
(княжна Мери);

ж) «сюртук, галстук и жилет темного цвета» (Вернер);

з) «соломенная шляпка», «черная шаль» (Вера);
И) «серая солдатская шинель», «эполеты несусветной

величины» (Грушницкий).

    Где начинается и где заканчивается в романе рассказ о Печорине? (B прочности за Тереком.)

    Сколько в романе рассказчиков? (Три. Максим Мак-симыч, бродячий офицер, Печорин.)

    Каково хронологическое расположение новелл? («Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Мак-симыч», «Предисловие к „Журналу Печорина“».)

Результат урока

Роман «Герой нашего времени» — уникальное явление в российской литературе. Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, кот-ый обладает незаурядным умом и отличается от окружающих что, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, основаниям и мотивам его поведения. Самоанализ героев подвергается в романе кропотливому анализу автора или рассказчика, что говорит о том, собственно что это психологический роман. Автор показывает и социальные дела русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской армии, сражавшихся на Кавказе. В романе сказались и кавказские впечатления самого Лермонтова.

Домашнее задание

Прочитать пристально главы «Бэла» и «Максим Макси-мыч». Повторить алгоритм анализа эпизода. Приготовить одно из индивидуальных заданий следующего урока (по выбору).