«Его врагом была пошлость» (по рассказам Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

"Его врагом была пошлость» (по рассказам А. П. Чехова "Человек в футляре», "Крыжовник», "О любви») Все рассказы Чехова вызывают у читателя глубо­кий эмоциональный отклик, ведь каждое произведе­ние списано с натуры. Одним из свойств человеческой жизни, к величайшему сожалению, является огром­ная, всепоглощающая пошлость. Эта пошлость не дает человеку спокойно существовать, она давит на него, делая всю его жизнь несчастной и убогой. Чехов кон­статирует, что при всем этом некоторые люди не толь­ко не пытаются бороться с этой пошлостью, но и вся­чески ее культивируют. Достаточно вспомнить чеховский рассказ "Чело­век в футляре». Учитель греческого языка Беликов предстает перед читателем удивительно неприятным типом. Он отвратителен как сам по себе, так и во всех своих проявлениях.

Оказывается, "этот человечек, ходивший всегда в галошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет». Бели­кову абсолютно чужды уважение к другим, любовь, сострадание. Он живет в своем замкнутом мирке сре­ди циркуляров и правил, неизвестно кем написанных. Беликов совершенно бездуховен, несмотря на то что, будучи учителем гимназии, может считаться образо­ванным человеком. Даже себя не жалеет человек в футляре. Он ставит множество ограничений в своей собственной жизни. Автор говорит об этом следующим образом: "И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвиж­ки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и — ах, как бы чего не вышло! Постное есть вредно, ско­ромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Бели­ков не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле — пища не постная, но и нельзя сказать, чтобы скоромная».

Даже такие мелочи рисуют весьма колоритный образ человека в футляре. Он совершенно неестествен, от загоняет вглубь себя все естественные проявления своей души. Он безжалостен к окружающим, если их поведение не соответствует тем или иным установ­ленным правилам и циркулярам. Он низок, способен на подлость и не вызывает ни жалости, ни сочувствия.

Интересны отношения Беликова и Вареньки. На первый взгляд кажется, будто в душе человека в фут­ляре проявились наконец-то хоть какие-то человече­ские слабости и чувства. Но не тут-то было. Эпизод, когда Беликов увидел катающуюся на велосипеде Ва­реньку, показал истинную натуру человека в футляре. Он не способен простить любого несоответствия правилам всем вокруг, и Варенька не является исклю­чением. Естественно, что Беликов возмущен тем, что девушка катается на велосипеде.

Хотя если вдумать­ся, то в этом нет абсолютно ничего предосудительно­го. Каждый человек волен распоряжаться собствен­ной жизнью и делать то, что считает нужным, а уж такой пустяк, как катание на велосипеде, и вовсе не заслуживает столь пристального внимания и серьез­ного резонанса. Правда, Беликов иного мнения об этом "проис­шествии». Он стремится подчинить все вокруг уста­новленным правилам, и любое несоответствие ввер­гает его в шок. Отчего умер Беликов? Он умер от шока, ведь ему пришлось столкнуться с чем-то из ряда вон выходящим. Беликов оказался унижен, растоптан, а затем еще и осмеян. Смерть Беликова вызвала у окру­жающих глубокое облегчение.

Они почувствовали себя свободнее, правда, ненадолго. В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый "футляр» в окружающей жизни: "А раз­ве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пи­шем ненужные бумаги, играем в винт, — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди без­дельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор, — разве это не футляр? ». Приходится признать, что человеку очень труд­но повлиять на границы этого самого "футляра». И жизнь получается ненастоящей, убогой, превраща­ется в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре» показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и дей­ствовать так, как жаждет его душа.

Но тем не менее такое событие в рассказе, как смерть Беликова, сви­детельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Бели­ковым, над ним достаточно было посмеяться, не бо­ясь проявлять истинные чувства Рассказ "Крыжовник» не менее трагичен. Он по­казывает, насколько убогой может быть мечта челове­ка, которой он посвятил всю свою жизнь. У Николая было желание жить в своем собственном доме, наслаж­даясь тишиной и покоем. На протяжении долгих лет мечта была несбыточной, но человек всеми силами ста­рался осуществить ее. И непременным атрибутом сво­его будущего счастья он видел крыжовник, простую садовую ягоду. Для достижения своей мечты он готов был ограничивать себя во всем: "Жил он скупо: недо­едал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк.

Страшно жадничал». Для того чтобы приблизить свою мечту, Нико­лай женился на пожилой и непривлекательной жен­щине. Довел несчастную женщину до смерти полуго­лодным существованием. И при этом у него ни на минуту не возникла мысль о том, что он виновник не только того, что ее жизнь была абсолютно безрадост­ной, но и ее смерти.

Наконец, мечта осуществилась. Николаю удалось исполнить свое желание. "Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Человек предстает совершенно довольным своей жизнью. Какзалось бы, свершилось, мечта че­ловека осуществлена! Можно только порадоваться за такою счастливца. Но вместе с тем каким низким и отвратительно убогим представляется этот мелкий чиновник, который всю жизнь положил на то, чтобы стать владельцем небольшой усадьбы!

В душе такого человека нет ничего святого, он не способен на воз­вышенные чувства, на сострадание, уважение, любовь. Его единственной любовью за всю жизнь стала мечта о доме. Мысли о материальном благополучии засти­лали глаза несчастному на протяжении долгих лет. Пошлость убогого существования видна во всем, че­ловек не делает ничего, чтобы вырваться из удушаю­щей своей пошлостью и убогостью атмосферы, наобо­рот, он по-настоящему счастлив. Однако за свое пренебрежение к собственной душе получает сторицей — духовная деградация при­водит к тому, что человек практически полностью теряет человеческий облик, он превращается в низ­менное существо, не имеющее идеалов, не обладаю­щее добротой и благородством.

Название рассказа несет в себе очень глубокий смысл. Получается, что вся жизнь чиновника Нико­лая была посвящена одной цели — наслаждению кис­лыми ягодками крыжовника. Это ли не ужасная тра­гедия человека, заставляющая всерьез размышлять о бессмысленности подобного существования? Но, обличая человеческие пороки, Чехов обяза­тельно говорит о возможности спасения. Наряду с мелкими, пошлыми, по-настоящему отвратительны­ми людьми, в его произведениях есть и иные персо­нажи. Например, в рассказе "Крыжовник» это Иван Иваныч. Он является родным братом Николая, о ко­тором так много говорилось выше.

Но сколь разны­ми могут быть родные братья! Иван Иваныч совер­шенно иной, ему свойственны другие желания и стремления. Именно в его уста Чехов вкладывает сле­дующее высказывание: "...не успокаивайтесь, не давай­те усыплять себя!

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более ра­зумном и великом. Делайте добро!». Правда, после этих фраз автор немедленно констатирует, что "все это Иван Иваныч проговорил с жалкой, просящей улыбкой, как будто просил лично для себя». Поэтому читатель может сделать вывод о силе всепоглощающей пошлости, вырваться из оков кото­рой очень и очень трудно. Да, Иван Иваныч готов был быть совершенно иным, он желает что-то противо­поставить черствому и убогому мирку, в котором су­ществуют подобные его брату Николаю. Но, к сожа­лению, у Ивана Иваныча слишком мало сил. Таким образом, в рассказе Иван Иваныч служит только на­поминанием о возможном противостоянии пошло­сти. Сам он слишком слаб, но ведь кто-то может ока­заться сильнее и выиграть в этом противостоянии. Рассказ "О любви» наталкивает читателя на раз­мышления о сложности и непостижимости челове­ческих чувств.

Герои рассказа ведут пространные раз - говоры о любви, словно пытаясь понять это сложное и многогранное явление. В самом начале разговор ос­новывается на рассказе о любви Пелагеи к повару Никанору. Повар был пьяницей, к тому же обладал буйным нравом, что, однако, не помешало женщине искренне и со всей преданностью любить его. Именно поэтому у говорящих возникает вполне закономерный вопрос "Как зарождается любовь, почему Пелагея не полюбила кого-нибудь другого, более подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам, а полю­била именно Никанора?».